Москва, 18 февраля – Студия «Третий Рим»
Два года назад на канале «ТВ Центр» состоялась премьера документального фильма «Прибалтика. История одной «оккупации», созданного Продюсерским Центром «Студия Третий Рим». Фильм был посвящен периоду пребывания стран Балтии в составе Советского Союза. Что это было - годы угнетения или годы экономического и культурного расцвета? Что приобрели и что потеряли прибалтийские республики после выхода из состава Советского Союза? На эти вопросы отвечали местные жители - от простого обывателя до историков и премьер-министров. И оценки героев фильма были полярны. Одни считали благом, что Советский Союз вкладывал в прибалтийские промышленные гиганты миллиарды рублей. Другие называли советский период – «оккупацией», подразумевая, что за нее сегодня Россия, как правопреемница Советского Союза, должна заплатить странам Балтии миллионы долларов «отступного».
Кстати, именно прибалты первыми на постсоветском пространстве открыли моду на музеи оккупации. Первый такой музей появился в Риге в 1993 году. Его экспонаты рассказывали о советизации Латвии, ГУЛАГе, депортациях латышей и «народном сопротивлении» большевикам в годы Великой Отечественной. Но один из периодов советской истории был обойден вниманием, как будто его и не существовало. Речь идет о тех годах, когда создавалось и укреплялось советское государство. Ни слова не говорится о том, что без активного участия латышей, эстонцев и литовцев Советский Союз мог бы вообще не появиться на политической карте мира. И это умолчание объяснимо. Именно оно дает сегодня право некоторым политикам и депутатам стран Балтии заявлять мировой общественности о «советской оккупации» их суверенных держав.
В 2009 году в издательстве «Москва» была выпущена книга «Гвардейцы Октября», которая еще раз напомнила о роли коренных народов стран Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. Составители издания – В.Гончаров и А.Кокурин – включили в книгу массу документов из фондов Российских Государственных архивов, свидетельства очевидцев далеких событий. Они опубликовали биографии прибалтов - участников большевистского переворота и прежде всего тех, кто вошел в его историю как «латышские стрелки». Именно они во многом способствовали установлению советской власти, были «гвардией» большевиков.
Вот только некоторые имена. Яков Петерс – латыш, вписавший самые кровавые страницы в летопись революционного террора. Он организовывал расстрелы матросов в Кронштадте, крестьян в Тамбовской губернии, казаков на Дону. Ещё одним из главных соратникомДзержинского был латыш - Мартин Судрабс, прогремевший по России под псевдонимом Лацис. Вот как звучал «закон гражданской войны», сформулированный Лацисом: «Установившиеся обычаи войны, выраженные в разных конвенциях, по которым пленные не расстреливаются и прочее, все это только смешно: вырезать всех раненых в боях против тебя – вот закон гражданской войны». В соответствии с этим законом Лацис принимал активное участие в организации расстрелов и карательных операций, заливал кровью Петербург, Дон, Киев и Кронштадт. Латыши Ян Берзин, Иоаким Вацетис, Рудольф Петерсон, литовцы Иероним Уборевич, Витовт Путна, эстонец Август Корк и Виктор Кингисепп – биографии этих и многих других активных участников большевистского переворота мы найдем в этой книге.
В чем же причины такой «балтийской верности» большевикам? Материалы книги дают ясный ответ на этот вопрос. Поскольку дезертировать и уехать домой в оккупированную немцами Латвию латыши не могли, большевики охотно приняли их к себе на службу, назначив высокую оплату золотом. То есть латышские стрелки стали профессиональными и верными своим хозяевам наемниками. И еще одно обстоятельство делало их «незаменимыми» для новой власти. Дело в том, что русских латыши тоже исторически не любили, как и немцев. Именно эта ненависть делала латышских стрелков идеальными карателями. В те годы говорили: «Ищешь палача – найди латыша». Убийство царской семьи, подавление левоэсеровского мятежа, «расказачивание», бойня в Крыму и на Тамбовщине – везде непременными участниками были латыши. «Суровые, решительные, не знавшие страха в борьбе с врагами революции, на редкость сплоченные и дисциплинированные, латышские стрелки по праву могут быть названы наряду с красноармейцами Питера и моряками Балтики, - «железной гвардией Октября» - писал о них первый комендант Кремля П.Мальков.
В книге собран фактический материал о той особой роли, которую представители стран Балтии и прежде всего латыши сыграли в создании и деятельности ВЧК. Их в руководстве ВЧК было так много, что в те времена ходила шутка: «После того, как Дзержинский покинет заседание, коллегия ВЧК может переходить на латышский язык». И символично, что многие из тех, кто участвовал в создании советской карательной машины, попали потом под ее жернова – были расстреляны как «враги народа»..
Интересно, что на месте рижского Музея оккупации в Риге находился в советское время Музей революции, основная часть экспозиции которого была посвящена именно латышским стрелкам. Еще совсем недавно в странах Балтии было принято гордиться их «подвигами». В 1982 году, в самый канун перестройки, рижский режиссер Юрис Подниекс снял о них документальный фильм с характерным названием «Созвездие стрелков». Сегодня в странах Балтии о латышских стрелках предпочитают не вспоминать. Книга «Гвардейцы Октября» напомнит об их преступлениях всем тем, кто в странах Балтии так горячо рассуждает о «советской оккупации».
все новости
|