Санкт-Петербург, 13 августа – Студия Третий Рим. 18 августа 1782 г. на Сенатской площади Санкт-Петербурга был торжественно открыт памятник Петру I – знаменитый «Медный всадник».
"И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне"
(А.С.Пушкин)
В качестве постамента был использован т.н. «Гром-камень», на который, при поисках в окрестностях Петербурга (8-12 км), указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков. Первоначально камень весил ок. 2 тыс. тонн.
Название «Медный всадник», давно ставшее народным, дал памятнику Александр Сергеевич Пушкин в одноименной поэме. Хотя скульптура Этьена Мориса Фальконе отлита из бронзы.
До него от подобной работы, в силу необычайной сложности проекта, отказался специально приглашенный литейщик из Франции.
Соотечественник Фальконе объявил последнего сумасшедшим и заявил, что в мире еще нет подобных опытов отливки.
Сложность отливки заключалась в том, что скульптура была с разной толщиной стенок. Передняя часть была тоньше, а задняя толще и, соответственно, тяжелее – это должно было придать «вздыбленному» всаднику устойчивость.
Для французского скульптора, испортившего отношения с русской императрицей, которая трижды отвергала эскиз головы памятника, эта работа стала первой и последней в России – не дождавшись открытия памятника, он уехал в Париж.
Мари-Анна Колло – ученица Фальконе, смягчила раздражение Екатерины II. Эскиз, предложенный Мари, понравился царице, и именно по нему была отлита голова бронзового Петра I.
После отъезда автора памятника на родину, работы по завершению монумента были поручены Юрию Матвеевичу (Георгу Фридриху) Фельтену – архитектору, работавшему с уже знаменитым тогда Растрелли.
Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.
Кстати, прообразами для «медного» коня послужили орловские рысаки из императорской конюшни Бриллиант и Каприз.
Увенчала постамент памятника надпись царицы:
"Екатерина II Петру I".
В сложный для русской армии момент в Отечественной войне 1812 г. скульптуру Фальконе, как ценное произведение искусства, планировали эвакуировать из Петербурга в Вологодскую губернию.
Однако, по существующей легенде, натолкнувшей Пушкина на написание поэмы «Медный всадник», некому майору Батурину неоднократно во сне являлся Петр I в виде съезжающего со своего постамента всадника-памятника.
При этом Петр направлял своего коня к Каменоостровскому императорскому дворцу и, обращаясь к царствующему тогда Александру I, произносил одну и ту же фразу:
"Молодой человек, до чего ты довел мою Россию… Но пока я на месте, моему городу нечего опасаться".
Этот сон, рассказанный майором Батуриным князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который передал рассказ Александру I, очень поразил царя. Памятник оставили на месте.
Уже в советское время, возможно по этой же причине, «Медного всадника» не убрали со своего места, как это делали с особо-ценными скульптурами, а лишь задрапировали и заколотили досками.
Памятник пережил все годы лихолетья, и сегодня является одним из символов северной столицы России и общепризнанным мировым шедевром монументального зодчества.
В память о своем создателе на одной из складок бронзового плаща Петра I сохранилась надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Незадолго до смерти выдающегося скульптора произошло своеобразное примирение его с Екатериной II.
Князь Голицын во Франции вручил старому мастеру золотую и серебряную медали от русской императрицы.
Это стало явным признанием его таланта, который царица не смогла оценить раньше.
Говорят, что при этом, Фальконе , потративший на свою главную скульптуру 15 лет жизни, заплакал.