Москва, 18 февраля – Студия «Третий Рим»
Несколько дней назад на сайте Министерства образования и науки был выложен на всеобщее обозрение проект нового образовательного стандарта для старшей школы. И - вызвал мощную волну протестов. Пока - виртуальных. Но принципиальные противники новаций в образовании уже готовятся выйти на улицу с протестом.
Наверное, разработчики новых стандартов не рассчитывали на такое мощное общественное противодействие. С другой стороны, один из них - психолог А.Асмолов - так оценивает предложенные новации: "Новый стандарт отличается от прежнего, как идеи Коперника – от системы Птоломея. Поэтому он пока не принят и не понят". Другими словами, противники нового стандарта мало чем отличаются от гонителей Коперника. Тогда возникает другой вопрос: намерены ли Коперники от образования прислушиваться к общественному мнению или дебаты вокруг новых стандартов организованы только для того, чтобы спустить пар недовольства?
В чем же основная суть предлагаемого проекта? По новым стандартам старшекласснику, в зависимости от его наклонностей, предоставляется возможность изучать некоторые предметы на минимальном уровне, а необходимые для выбранной профессии дисциплины - на профильном. Это определяет количество часов, отводимых на предмет. Всего разработчики проекта выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, вторая - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп ученик сможет выбрать одну-две дисциплины. Кроме того, остаются четыре предмета, которые будут обязательны для всех: курс "Россия в мире", ОБЖ, физкультура и собственный исследовательский проект.
 "Новый стандарт дает возможность выбора, - настаивает один из его разработчиков директор издательства «Просвещение» А.Кондаков, - теперь каждый школьник будет составлять для себя учебный план". Вот каким может быть, для примера, учебный план будущего журналиста. Школьник будет изучать предметы профильного уровня: русский язык и литературу, иностранный язык, историю, экономику или право и предметы минимального уровня изучения: математику и информатику, естествознание.
Каждая ли школа сможет предоставлять для каждого ученика индивидуальную программу обучения? Это – вопрос. По мнению А.Кондакова "если школа не сможет предоставить ученику возможность обучаться по выбранному им плану, старшеклассник должен будет найти учебное заведение, профилированное под его специальность". Как это будет выглядеть на практике, особенно на селе – представляется загадкой.
Другой предмет дискуссий – выбор предметов для обучения, который по новому стандарту отдается на откуп самому ученику.
Возможно ли объявлять предметом по выбору – русский язык, владение которым должно составлять базовое умение любого гражданина России? Правильно ли – отказаться от обязательного изучения матери наук – математики? Как можно объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя осознавать свои корни и законы общественного развития. Наконец, мыслимо ли отказаться от обязательного изучения старшими подростками русской литературы? Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, Блок, Ахматова, Булгаков – неужели теперь изучение творчества этих писателей будет не обязательным? Конечно, любой школьник может изучать русскую литературу по собственному выбору. Но положа руку на сердце, многие ли надеются, что старшеклассник остановится на литературе, имея возможность выбора? Взвалит ли на себя, прямо скажем, нелегкий труд прочитать десятки томов и сдать по предмету экзамен, когда можно этого избежать? А ведь понимание, зачем человеку нужно знать литературу, приходит к человеку не в 16-17, а гораздо позже. Когда базис литературного образования уже заложен. И этого базиса реформаторы хотят лишить наших детей? О каком осознанном отношении молодежи к своей стране после этого можно говорить? О каком патриотизме? О какой модернизации?
Кстати, о модернизации. В своих размышлениях по поводу новых стандартов заслуженный учитель России Е.Ямбург привел пример: в послевоенной Японии тоже были пересмотрены школьные программы. Только в отличие от нас, там большое количество учебных часов было выделено на изучение музыки, живописи, литературы. А как иначе можно освободить сознание молодых людей от ненависти и национализма, неизбежных последствий развала любой империи. И весь этот «перекос» в обучении совсем не помешал модернизации Японии - напротив.
"А что в нашем отечестве? – спрашивает Ямбург. - Проиграв настоящее, поколение «промотавшихся отцов» пытается кроить будущее по своим лекалам, стремясь намертво привязать новые стандарты образования к столбу пользы, выкидывая из школьных программ избыточные с его точки зрения знания. Отсюда в новом стандарте на изобразительное искусство выделяется не более часа в неделю, а великая русская литература переходит в разряд предметов, изучаемых по выбору учащихся".
Общественная дискуссия вокруг новых стандартов разгорается. Противники и сторонники перемен сходятся только в одном: предложенные образовательные стандарты принципиально изменят подход к обучению в школе. Главный вопрос: пойдут ли эти изменения на пользу российскому образованию или же новые стандарты «отформатируют» его так, что камня на камне не останется?
все новости
|