Москва, Студия «Третий Рим»
 В 1830 году Российская Академия наук ходатайствовала перед императором Николаем I
о введении в России григорианского календаря. Ходатайство было отклонено.
В1899 году в Русском астрономическом обществе прошло заседание комиссии, посвященное сравнительному исследованию двух календарей – юлианского и григорианского и целесообразности осуществления календарной реформы. Уважаемые члены комиссии, среди которых был известный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев, пришли к выводу, что новейшие открытия астрономов свидетельствуют не в пользу такой реформы.
При исследовании Церковного круга, составленного Святыми Отцами семи Вселенских Соборов на основании юлианского календаря, была подчёркнута «гениальность» его составления.
Весь уклад русского общества был неразрывно связан с жизнью Церкви. Поэтому переход на новое времяисчисление, оторванное от церковного круга Богослужений, мог произойти только при наличии самых веских на то оснований.
Однако, авторитетная комиссия, «тщательно обсудив все за и против», констатировала, что новый стиль, согласно научным данным, содержит в себе большие дефекты. Вывод был единодушным:
"Нет основания к введению в России заведомо неправильного григорианского календаря".
У русских ученых были единомышленники и на Западе. Так, известный американский астроном и математик Саймон Ньюкомб призывал вернуться к юлианскому стилю как к простейшему и более удобному в астрономических исчислениях.
Существует расхожее мнение, что в строго «научном» плане оба календаря несовершенны. Так ли это на самом деле?
Юлианский календарь.
 Большая часть научного сообщества считает юлианский календарь (введён Юлием Цезарем в 45 году д.н.э.) в совокупности с александрийской пасхалией IV в. "высокоточным и непревзойдённым".
Одним из подтверждений сказанного служит тот факт, что через каждые 76 лет дни юлианского календаря в точности совпадают с т.н. лунным циклом Калиппа*.
Математически это совпадение можно представить так:
76 лунных лет Калиппа = 940 лунным месяцам Калиппа = 27 759 суткам = 76 юлианским солнечным годам.
*Калипп – греческий астроном IV в.д.н.э., рассчитавший на основе календарно-астрономического наследия египетской и вавилонской культуры временные циклы, удовлетворяющие требования как лунного, так и солнечного исчисления
Григорианский календарь.
 Составитель календаря Лилио Луиджи осуществил попытку математически-рационалистического решения проблемы несоответствия земного (бытового) календаря небесному (астрономическому). Несоответствие вызвано тем, что астрономический год не содержит целого числа суток. Поэтому у земного календаря копится некая временная «задолженность», которая и «отдаётся» время от времени накопительным путём уже целыми сутками (напр. в високосный год). Папа римский Григорий XIII одобрил подобные умозаключения и директивно установил точку отсчёта нового календаря: 22 марта – день равноденствия.
Нововведения в церковно-религиозной жизни Рима, неизбежно последовавшие за изменением системы времяисчисления, многие церковные историки связывают с идеей папства (непогрешимости папы и его мнения). Господствующий на Западе церковный абсолютизм всегда стремился распространить своё влияние на Православный Восток. Новый календарь стал своеобразным тараном в борьбе за это влияние.
 Так же как и в нашей стране после 1917 года большевистская власть использовала его против Русской Православной Церкви.
Ведь юлианское времяисчисление неразрывно связано с празднованием Пасхи, соединёнными с ней праздниками, святоотеческим преданием и с церковным временем.
Главные различия.
Из евангельской истории мы знаем, что Христос был распят накануне иудейской (ветхозаветной) Пасхи, а воскрес после неё.
Это принципиально для Христианской Церкви. Воскресение Христово стали называть Новозаветной Пасхой. И сегодня празднование православной Пасхи по юлианскому стилю всегда идёт после празднования ветхозаветной, что соответствует евангельским событиям. Согласно же григорианскому календарю, эти два празднования время от времени совпадают, а зачастую католики встречают Пасху и раньше.
Стоит ли говорить, что все христианские праздники, поводом для которых послужили разные события Евангельской истории, в григорианском летоисчислении зачастую теряют под собой всякий духовный и даже исторический смысл.
Календарь будущего.
Нашему секуляризованному обществу нет нужды до духовного.
Уэйн Ричардсон – глава Всемирной ассоциация календарей недавно заявил, что с 2012 года планируется заменить уже Григорианский календарь.
Предлагается календарная сетка и со «второй субботой», и «симметричный» календарь, в котором каждый месяц начинается с понедельника… Похоже на какую-то «судоку».
Может быть остановимся? Оторвём листок календаря и подумаем, что происходило в этот день и, может быть, вспомним о важном деле, которое не обязательно откладывать на понедельник или на вторую субботу.
При подготовке статьи использованы работы:
- И.В.Булгаков. «Календарная реформа»
- Архиеп. Серафим Богучарский. «О новом и старом стиле»
все новости
|